pelerin_rus wrote in ru_tourism

Categories:

Старообрядческое Корнево: вчера и сегодня

Всем доброго дня!

Давно уже есть у меня намерение (упоминал о нем как-то) подробно написать о Павловском Посаде.  Этот город сыграл значительную роль в моей судьбе, в моей жизни, и я  езжу туда — с перерывами — вот уже двадцать один год. В нулевые годы  даже подготовил к печати небольшую книжечку, но в итоге она увидела свет  не как самостоятельная работа, а вошла как раздел в коллективный труд  (Путеводитель по туристическим маршрутам России. М.: АСТ; Астрель, 2008.  896 с. Ну и до кучи там еще есть мои разделы о Талдоме и Кимрах с  окрестностями). Что же касается ЖЖ, то хорошо себе представляю, что  здесь одним, даже очень крупным постом не обойдешься. Не люблю халтуры.  Сколько их придется сделать — пока непонятно, может пять,  семь, а может  и больше.  Вроде бы все районы исхожены вдоль и поперек, фотографий  десятки и сотни, но все равно постоянно открываю и уточняю для себя  что-то новое. Опять же, жизнь не стоит на месте: что-то реставрируется,  строится, а иногда, увы, горит, сносится и т. п.

Короче говоря, работа непростая, и я решил так: напишу пробный, «нулевой» пост, начну с восточной окраины города — это территория бывшей деревни Корнево.  Тут следует сделать кое-какие пояснения насчет всех этих сел и  деревень. Павловский Посад (население 63,5 тысяч человек) расположен в  Восточном Подмосковье, в 65 километрах от Москвы по Горьковской железной  дороге, на реке Клязьме и ее притоках Вохонке и Ходце (Хотце). В нем аж  три железнодорожных станции — Вохна, Павловский Посад и Ленская. Он  считается относительно молодым городом, хотя люди жили на этой  территории с глубокой древности.  При создании Павловского Посада его  ядром стало старинное село Вохна, оно же Павлово. В Древней и Московской  Руси вся эта местность называлась Вохонской волостью. Впервые в  письменных источниках она упоминается в Духовной грамоте великого князя  Ивана Калиты  за 1339 год (новейшая и наиболее точная датировка). 

Исстари в силу как скудости пахотных ресурсов края, так и близости  Первопрестольной местные крестьяне занимались отхожими промыслами,  развивали торговлю, ремесла и огородничество, то есть работали на рынок и  имели навык накопления и размещения капитала. Волость находилась в  восточной части глухого и богатого лесами Богородского уезда Московской  губернии (образован указом Екатерины II от 5 октября 1781 года). Здесь  издавна жили старообрядцы, составлявшие меньшую, но экономически  влиятельную часть её жителей.

1. Административный центр волости «село Павлово, Вохна тож»,  расположенное на пересечении сухопутных и речных путей сообщения,  постепенно превращалось в крупный торговый населенный пункт. В окрестных  деревнях уже со второй половины XVIII века стали появляться небольшие, в  несколько ткацких станов, частные предприятия. Сама логика  исторического развития края подсказывала, что тут должен появиться город  (или поселение городского типа). Данный Сенату именной царский указ  Николая I от 2 июня 1844 года «О переименовании села Вохны и смежных с  оным четырех деревень в посад» в частности гласил: «<...>  преподать жителям села Вохны и смежных с оным четырех деревень:  Захарово, Меленки, Усово и Дубровы, состоящих Московской Губернии в  Богородском уезде, новые удобства к распространению торговли и  мануфактурной промышленности, Повелеваем: означенные селения  переименовать в посад, под общим названием Павловского, предоставив  жителям оных вступить, кто пожелает, в мещанское звание, или объявить  купеческие капиталы». (Символическая скульптурная группа на площади  Революции — это как раз они, пять населенных пунктов, слившихся вместе. К Корневу отношения не имеет, но без этого фото тут никак не обойтись). Но торжественное открытие Павловского Посада  состоялось лишь 13 мая 1845 года в 10 часов утра в доме,  предназначенном для ратуши нового посада, под руководством московского  гражданского губернатора И. В. Капниста. Посад как торгово-промышленное  селение городского типа должен был управляться по образцу заштатного  города. Уездный центр по-прежнему находился в Богородске (теперешнем  Ногинске). Ну а в советское время город значительно расширился, стал  райцентром. В 1932 году в городскую черту были включены селения Городок,  Юдино, Корнево, Мишутино, Игнатьево, а в 1963-м — деревни Степурино,  Прокунино, Филимоново, Афанасово, Грибово, Назарово.

2. Итак, Корнево. Оно зажато узкой полосой между железнодорожным  полотном со станцией Ленская, мостом, где электрички поворачивают на  Электрогорск, и рекой Клязьмой, основные улицы — Корневская и  Интернациональная. Здесь преобладает разношерстная частная застройка,  есть и многоквартирные дома, но довольно трудно найти дореволюционные  домики, которые можно признать памятниками истории и архитектуры (разве  лишь сильно перестроенные). Важнейшие достопримечательности здесь —  фабрика и старообрядческая церковь с драматичной судьбой.

3. И еще — мемориал к тридцатилетию Победы на площади Текстильщиков,  куда сходятся улицы Корневская, Интернациональная и Корнево-Юдинский  переулок. Именно отсюда уходили на фронты Великой Отечественной многие  павловопосадцы. 

4. В 1864 году московский купец 2-й гильдии Александр Васильевич Щукин  начал в Корневе производство кустарным способом дешевых бумажных  платков. Выпускаемые Щукиным платки шли в основном по деревням, но в  неурожайные и голодные 1870-е годы покупательная способность крестьян  упала, дела Щукина ухудшились. В 1877 году производство платков на  фабрике было прекращено. Но уже в 1878 году фабрику приобрел и вновь  пустил в ход Петр Яковлевич Абрамов, прежде работавший у Щукина  колористом и заведующим. Фабрика к тому времени состояла из трех  деревянных корпусов, в которых размещались 50 станков. Кроме того, на   Абрамова работали по деревням 150 станков. В начале 1880-х годов было  положено начало механическому производству, построены первые каменные  корпуса. Фабрика перешла на набивку шерстяных платков. После смерти  Петра Яковлевича дело унаследовал его сын Иван Петрович; он существенно  расширил производство. В 1892 году был построен большой корпус на 200  станков и установлена паровая машина. В самом Павловском Посаде Иван  Петрович купил ручную платочно-набивную фабрику у Торгового дома К.  Штефко и А. Миронова, перенес это производство в Корнево, а потом  приобрел и соседнюю механическо-ткацкую фабрику Сидорова.

5. Среди рабочих Абрамова было много приезжих крестьян из Бронницкого,  Покровского, Коломенского, Серпуховского уездов. Жили они в казармах или  ночлежном доме. Фабрика между тем росла и стала одним из самых крупных  предприятий текстильной промышленности России. Незадолго до смерти Иван  Петрович учредил Торговый дом «И. П. Абрамов с сыновьями». После кончины  отца сыновья его, Николай и Константин, образовали товарищество на паях  с основным капиталом в 4 млн руб. В 1914 году на огромной фабрике  работали 1682 человека и еще 700 рабочих трудились по домам. Фабрика  выпускала шерстяные и шелковые платки и шали. Склады фабрикантов  находились в Москве, Харькове, Ростове-на-Дону, Нижнем Новгороде. Теперь  бывшая фабрика Щукина — Абрамова называется «Павлово-Посадский  камвольщик» (ул. Корневская, 1), в первые десятилетия советской власти  была известна как Ленская фабрика. В 1944 году за успешное снабжение  Красной Армии вещевым довольствием фабрика была награждена орденом  «Красная Звезда». На стенах административного корпуса — мемориальные  доски, которые извещают, что здесь работали два Героя Советского Союза:  Александр Семенович Потапов (погиб в боях в 1943 году) и Афанасий Ильич  Шатохин (1926-1989). Сейчас фабрика выпускает ткани для школьной и  военной формы и корпоративной одежды, имеет довольно много партнеров  серди швейных фабрик в разных городах России. 

6. А вот упомянутая выше бывшая фабрика Сидорова, известная впоследствии как «Корневский текстиль» (ул. Чапаева, 31), насколько мне известно, обанкротилась; сохранились несколько старых корпусов в жутком состоянии. 

7. Вот такие бывшие фабричные казармы находятся недалеко от  остановочного пункта «Ленская», в Корнево-Юдинском переулке. Сейчас их  занимают самые разные конторы. Еще сто лет простоят эти великолепные  казармы (скромное название!), если хотя бы текущий ремонт вовремя  делать.

8. Так выглядит сегодня Корневский старообрядческий храм во имя  Рождества Пресвятой Богородицы ( ул. Интернациональная, 97а). Он был  самым «молодым» среди древлеправославных церквей в этой местности.  Выстроили его из дерева в  конце 1915 года, а освятили  31 июля 1916-го.  Землю для храма пожертвовал местный крестьянин Петр Андреевич  Пшеничников, на участке которого уже почти полвека простоял небольшой  молитвенный дом. Здесь собирались на молитву староверы Корнева, а также  окрестных деревень Юдино, Мишутино, Улитино, Щекутово, Назарьево и Гора.  Священником при нем был отец Николай (Николай Дмитриевич Глинков,  1859-1915). Благодаря его усилиям и появился храм. Частичную денежную  помощь оказал известный меценат, председатель правления  Богородско-Глуховской мануфактуры Арсений Иванович Морозов (1850-1932).

В послереволюционную эпоху корневский храм могла постичь  участь  многих старообрядческих церквей, если бы не его настоятель Даниил Ильич  Берёзин (1880-1979), прослуживший в нем бессменно 59 лет. После закрытия  старообрядческих церквей в Кузнецах, Рахманове, Больших Дворах,  Данилове и еще двух в самом Павловском Посаде приход отца Даниила  заметно увеличился. Но все  усилия местных властей по закрытию и  ликвидации Корневского храма были тщетны... После кончины отца Даниила  храм двенадцать лет не имел постоянного священника. В 1991 году им стал  Михаил Егоров, начинавший службу при нем чтецом, затем помощником  старосты, потом  рукоположенный в дьяконы...   Стоит отметить, что  1980-е годы и первая половина 1990-х оказались весьма нелегкими для  старообрядческой общины. Охотники за антикварными «сувенирами»,  продававшие их иностранцам, срывали и похищали надвратные медные  распятия и образки со старообрядческих домов  и даже с могильных крестов  на древлеправославных кладбищах. Корневский храм потерял за четыре  ограбления более пятисот своих лучших икон, это ведь целый музей  древнерусской живописи! Последняя кража, в апреле 1993 года, оголила  церковь и привела в отчаяние всю общину. Сюда из запасников  Андроновского молитвенного дома был безвозмездно передан иконостас ранее  закрытой старообрядческой церкви в деревне Данилово. Иконостас и  сохранившиеся иконы из других давно закрытых церквей вернули храм к  жизни. В июне состоялось его новое освящение митрополитом  Алимпием, оно  вселило в павловопосадских старообрядцев надежду на укрепление идеалов и  традиций «древлего благочестия».

Увы, вскоре произошла страшная трагедия: через два месяца после  освящения, 23 августа 1993 года, старый деревянный храм сгорел дотла от  замыкания электропроводки… Погибла последняя из деревянных церквей,  построенных в городе и районе еще до революции. Это был тяжелейший   удар, испытание судьбы, выпавшее на долю настоятеля храма отца Михаила  Егорова, его семьи и всей Корневской общины. Сердце священника едва  выдержало подобное потрясение. Вскope отец Михаил собрался с духом и  принял мужественное решение —  выстроить новый каменный храм на месте  прежнего. Владыка Алимпий благословил самоотверженного молодого  пастыря...

9. Место под закладку нового храма было расчищено и освящено отцом  Михаилом 21 сентября 1993 года. 21 ноября уже выкопали котлован, а 10  марта 1994 года заложили фундамент. Был организован кружечный сбор даже в  новообрядческих церквях города и района (первыми откликнулись  Покровско-Васильевский монастырь и  церковь Рождества Богородицы в  ближайшем селе Саурово-Уполозы). Материалами и техникой помогали  камвольный комбинат, растворный узел, керамический завод, обеспечивший  бесплатным кирпичом половину постройки. Новый храм во имя Рождества  Богородицы в Корневе выстроили в стиле псковско-новгородской церковной  архитектуры XVI века по проекту московского архитектора Михаила  Васильевича Разумова. 7 сентября 1997 года при большом стечении верующих   храм был освящен митрополитом Московским и всея Руси Алимпием в  сослужении с епископом Кишиневским и всея Молдовы Зосимой.
За время  существования возрожденного храма его неоднократно удостоили своим  посещением все три митрополита старообрядческой церкви —  владыки  Алимпий, Андриан, Корнилий. (На этом фото храм по состоянию на 2006-2007 годы).
В 2013 году Корневский храм стал белоснежным (см. два фото выше):  был оштукатурен и покрашен. В декабре 2013 года на него установлены  новые купола и кресты. Была выстроена колокольня. А в феврале 2015 года  на нее также установили купол и крест. В 2016 году корневская  старообрядческая церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы отметила  свой столетний юбилей. Изящный  пятиглавый храм сегодня является  архитектурной достопримечательностью района и радует глаз не только  прихожан, но и всех местных жителей и гостей Павловского Посада.

Все фотографии этого поста — авторские, начиная с 2006-2007 годов, но  большая часть уже 2020 года.  Информацию собрал в собственных походах, а  отчасти почерпнул из книг замечательных павловопосадских краеведов В.  Ф. Ситнова (Вохна древлеправославная. Краеведческие материалы к истории  бытования старообрядчества на Павловопосадской земле. Павловский Посад,  2016) и Е. В. Жуковой (Старый Павловский Посад. М.: Книга, 1994).


Error

default userpic

Your reply will be screened

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.