yura257 (yura257) wrote in ru_tourism,
ru_tourism

Чай со вкусом пожарища

Четыре светлоглазые бестии
Собрались как-то вместе раз.

(походный фолькльор)

Осталось времени в обрез
И я по просеке уверенно шагаю.
Кругом стоит угрюмый лес
И кто навстречу попадется я не знаю.

(из Столбистской песни)

Фотоотчет о лыжном, спортивно-оздоровительном, отдыхательно-познавательном, развлекательно-увлекательном походе вокруг Государственного Природного Заповедника "Красноярские Столбы".

Участники похода: Юлиан Лекаторчук (рук.)(Красноярск), Ольга Полякова(Красноярск), Юрий Власов (Красноярск), Анна Грачева (Тюмень).

Поход проходил с 18 по 24 марта 2012 года.

Пройденный маршрут: ст.Маганская - р.Базаиха - изба Терем - д.Береть - р.Мана - кордон Берлы - кордон Масленка - изба Андреев дом - д.Сосновка - р.Большая Слизнева - кордон Верхняя Слизнева - кордон Нижняя Слизнева - д.Слизнево

Идея пройти данным маршрутом принадлежит Юлиану. Он опытный турист и не раз уже водил группы вокруг Столбов. Подготовка к походу шла довольно тяжело. Никак не могла сложиться группа. Но наконец, отгулы получены, лыжи подготовлены, жене разъяснено что это не выход с водкой и бабами на природу, а спортивный туристический поход и вот уже наша четверка демонстрирует пассажирам электрички образцовое выполнение норматива "Покидание поезда туристской группой".

Станция Маганская встретила пасмурной погодой и небольшим ветерком. Пройдя до брошенной лыжной базы Красноярского института цветных металлов, мы связали волокушу, стали на лыжи и вышли на маршрут.

Немного расскажу о нашей группе. Наш руководитель, Юлиан Лекаторчук имеет богатейший опыт разных походов: горных, пеших, лыжных, водных, разве что в велопоходах не преуспел (или я просто об этом не знаю). Он был главным организатором и идеологом этого мероприятия, которое прошло на высоком организационом уровне, за что ему большое спасибо ! Я, Юрий Власов - имею опыт горных походов, но в лыжные ни разу не ходил, наконец решил попробовать и не разочаровался. Аня Грачева - имеет опыт лыжных и водных походов, родом из Тюмени, временно живет в Тайшете, узнала про наш поход из ВКонтакта и присоединилась, Оля Полякова - спортсменка и активистка, но турист пока что начинающий.

Пока выходили из дачных поселков, погода наладилась. Было тепло, до самой реки Базаиха шла прекрасная лыжня и наша группа бодро одолевала первые километры маршрута, постепенно втягиваясь в ритм нагрузок.

На р.Базаиха начался неприятный подлип, который сильно змедлил наше движение.

От реки Базаиха, нам пришлось преодолевать небольшой перевал в водораздел реки Мана. Сначала мы шли по заросшему лесом логу, дно которого представляло одну сплошную наледь с промоинами. Лыжи пришлось снять, а волокушу перемещать челноком. К счастью лог был коротким и дальше наверх мы пошли по лесовозной дороге, тоже без лыж по причине отсутствия снега на ней.

Чуть ниже перевальной седловины, в тайге, расположилась изба Терем, приютившая нас на ночь. Изба очень большая. В ней отличная печка, нары, посуда. Все очень чистенько. Огромное спасибо ее хозяевам, туристическому клубу "Динлины", которые разрешили нам ей воспользоваться.

"Лыжи у печки стоят" (с) :)

19 марта 2012 года хотели проснуться рано. Юлиан стал растапливать печь, но ударил себя топором по пальцу. К счастью не сильно. Поэтому бодрые сборы были сорваны и на маршрут вышли лишь в 11:30.

Цель сегодняшнего дня - достичь любыми способами деревни Береть, выйти на реку Мана и, спустившись по ней на 4-5 км, заночевать на ее левом берегу.

От избы до автодороги, ведущей в Береть, лихо скатились на лыжах по лесовозной дороге.

Выйдя на дорогу, остановили Ниву, а затем Камаз. Все рюкзаки закинули в Камаз, в нем поехали я и Аня, а Юлиан с Олей поехали на Ниве.

В деревни Береть на бывшей "Фестивальной поляне" построили шикарную базу отдыха. Камазы везли гравий для отсыпки берега и дальнейшего расширения базы. Водитель высадил нас на въезде в базу. Тут же подошла Администратор и предложила разместиться нам вчетвером в двухместном номере за 1400 рублей. Мы сказали что подумаем и отправились в деревню с целью посетить магазин.

В магазине докупили сахара, майонеза и сгущеного молока. Вернувшись на базу, решили что ночевать здесь неспортивно, встали на лыжи и отправились вниз по реке.

В начале седьмого стали устанавливать лагерь на левом берегу реки Мана. На левом, потому что правый берег - территория заповедника и находиться там запрещено.

На дрова была завалена высокая сушина и мы расположились с полным комфортом в палатке типа "Зима".

Утром 20 марта 2012 года повели себя неспортивно. Из-за ночных дежурств у печки, мы нихрена не выспались. Поэтому забили на будильник и проспали до 10 утра. Вышли на маршрут в 12:30.

Цель дня - пройти по реке Мана и достичь пикета Масленка, где расположена небольшая избушка. В ней и заночевать. Для этого нам надо было преодолеть 17 километров пути.

С утра погода стоит пасмурная, периодически дует ветер и пробрасывает снежок. Подлипа нет, но идется довольно тяжело.

Движемся в основном по буранной дороге, проложенной егерями заповедника вдоль правого берега реки. Однажды рядом с нами остановился снегоход с егерями Колей и Мишей, которые еще раз предупредили нас о том что на правый берег реки заходить нельзя.

На кордоне Берлы, гостеприимный егерь Миша, пригласил нас к себе на чай, чем мы с удовольствием воспользовались.

Для того чтобы срезать длинную петлю рула реки, мы поднялись на крутой правый берег реки и затем, метров 300, практически в темноте, спускались по буранке к пикету.

Оказалось, что избушка разобрана, а остатки сожжены. Пока ставили палатку, поднялся ветер и начался снегопад. Пришлось немного побороться за выживание :) Палатку поставили на пересечении буранных следов неподалеку от хорошо сохранившегося деревянного туалета, а на дрова использовали жерди, аккуратно сложенные на месте пожарища. Судя по всему, избу спалили недавно т.к. место где она стояла, еще не было занесено снегом.

Однако все прошло благополучно и скоро мы наслаждались теплом от печки внутри палатки. В этот вечер всех потянуло на творчество и лирику. Воду для чая и еды мы топили из снега, который был изрядно сдобрен золой от сгоревшей избы. Поэтому чай имел странноватый привкус. Юлиан назвал его "Чай со вкусом пожарища" :)

У Ани нашелся миниатюрный томик стихов Есенина и мы с ней некоторое время обсуждали его творчество, а я потом читал стихи во время дежурства. Вобщем идиллия, а не поход :)

Для меня, утро 21 марта 2012 года началось со слов Оли о том, что мы лохи т.к. искомая изба находится в 150 метрах от нашей палатки. Мы ее просто не увидели из-за темноты и снегопада.

Когда-то на этом пикете распологались многочисленные постройки егерей заповедника, ученых и сплавщиков. Теперь здесь запустение. Последние здания разбираются на дрова.

Юлиан считает что мы вчера перетрудились и нам необходима дневка. Остальные участники против и хотят идти дальше, но руковод есть руковод и мы размещаемся в избе.

Состояние избы, мягко говоря не очень: нет ни стекол в окнах, ни дверей, лишь в последней четверти дома окна и двери закрыты полиэтиленом и стоит исправная печь.

Только расположились, как приехал на "Буране" строгий егерь Коля. Сказал как же нам не ай-я-яй находиться на территории заповедника ? сказал что в 3 км отсюда, на левом берегу реки расположена изба, чтоб мы выметались отсюда и что он составит на нас протокол !

Ну что делать ? Шапку в охапку и вперед. За ночь и день выпало много мокрого снега, подлип не дает идти. Движемся по буранке без лыж.

Не доходя 300 метров до избы, навстречу попался егерь Коля и таки составил на нас протокол :)

Избу мы нашли по его наводке, т.к. подъем к ней зимой с реки неочевиден.

Изба называется "Андрев дом". Обычно в избах находятся бортжурналы, где проходящие путники оставляют свои записи в адрес хозяев избы или на свободнуюу тему. В этой избе журнала не было. Был пакетик с записками. Из них мы узнали что хозяина зовут Андрей.

Изба представляет собой каркас, сколоченный из жердин и обтянутый толстый синтетическим материалом. Внутри избы - буржуйка, наполовину обложеная камнями и шикарные нары. Перед входом расположен навес, под которым расположен стол и очаг.

В стороне от избы расположены туалет и походная баня.

По содержанию записок поняли что изба часто посещаема летом, во время сплавом и практически не посещается зимой. По крайней мере мы были первыми кто ее посетил в 2012 году.

Девченки приготовили нам шикарнейший ужин и мы немного употребили водки за середину похода :)

22 марта 2012 года поднялись в 9 утра. На маршрут вышли в 11 часов.

Цель дня: пройти по реке до деревни Сосновка, а от нее подняться на перевал Кресты и там заночевать.

Утром приморозило и 6 километров до кордона, где жил егерь Коля с семьей мы домчались на лыжах с ветерком. Коля угостил нас литром вкуснющего парного молока прямо из под коровы. Класс !

Тем временем погода испортилась, потеплело и снова пошел снег. К тому же мы попали в промоину. Она была негллубокой, но ноги и лыжи мне намочила. С этого момента нас стал донимать подлип.

К Сосновке вышли в 16 часов. Сосновка вот уже с полгода пустует. Последний ее житель - дед Гоша занеможил, обезножил и был вывезен родственниками в цивилизацию. С этим дедом я был немного знаком. Мы останавливались на Сосновке во время первого сплава по Мане.

Тех кто захочет воспользоваться домом Гоши для ночлега предупреждаю: в доме неисправная печь, поэтому в холодное время года лучше пользоваться вот этим вагончиком:

Пообедав во дворе дома Гоши, мы направились подниматься на перевал по разбитой лесовозной дороге, ведущей в Сосновку из Слизнево.

По коридорам между сосен
Мой силуэт мелькает тенью.
И дух таежный, мой друг тревожный
Молчит со мной в сиянье голубом.

Из Столбистской песни

Поднявшись на гребень хребта, мы вскоре достигли места, где буранная дорога пересекается с автомобильной. Это и был перевал Кресты. Пройдя несколько метров вниз по Буранке, мы поставили нашу палатку.

Весь день шел снег. На перевале его было так много, что сойдя с Буранки, мы проваливались буквально по пояс.

На следующий день мы планировали лихо спуститься на лыжах по Буранной дороге по р.Большая Слизнева и выйти в цивилизаци. Поэтому после ужина, в палатке мы допили остатки водки за последнюю ночевку похода, но не тут то было... :)

23 марта 2012 года. Как всегда поступили неспортивно и вышли на маршрут в начале 12-го :)

Погода стояла солнечной. Снегу выпало огромное количество. Было тепло и ужасный подлип не давал катиться вниз. Между тем, все вокруг выглядело довольно живописно :)

Спустившись кое-как к реке, мы сняли лыжи т.к. идти на них стало совсем невозможно и большую часть пути мы их тащили на себе.

На реке Большая Слизнева стали встречаться наледи.

После обеда снова надели лыжи и кое-как пошли на них.

Около 18 часов мы достигли кордона Верхнее Слизнево. Стало понятно что за сегодня нам в цивилизации не выйти. Мы решили заночевать на кордоне, а утром встать пораньше, чтобы по утреннему морозцу быстренько скатиться вниз.

На кордоне раньше была большая изба и на нем постоянно жил егерь. Однако в лихие 90-е, кордон не финансировался и у избы провалилась крыша. Сейчас в качестве избушки используется бывшая баня, которая посещается периодически.

Заброшенная изба

Избушка в которой мы ночевали

В избушке было тесновато, очень темно. Печка работала кое-как, но при определенной сноровке сносно топила. Поэтому мы выспались в тепле и уюте:)

24 марта 2012 года впервые за весь поход проснулись рано утром, аж в 7 утра, по будильнику и в 9 уже весело катились по буранной дороге.

Утренний морозец не позволял образоваться подлипу и мы просто летели по лыжне.

Однако через 10 км лафа закончилась. Мы влетели в промоину, намочили лыжи и началось. :)

Но расстраивались мы зря и примерно через 2-3 км, подлип снова закончился и лыжи, хоть и не так хорошо как утром, но понесли нас в цивилизацию :)

В самом конце маршрута, нам показалось что мы попали сказку ! Но это была не сказка, а кордон Нижнее Слизнево. :)

Вскоре лыжи вынесли нас в деревню Слизнево. Мы вышли на трассу и поехали к моему товарищу праздновать его день рождения.

Вот такой вот интересный и увлекательный поход получился ! :)